<< Главная страница

Механизм функционирования предприятия

Социально-экономическая роль предприятия в условиях рынка существенно меняется. Это изменение идет по целому ряду направлений.
•          Основное требование, которое выдвигает рынок предпри ятию, — работать так, чтобы результатом деятельности был не только выпуск продукции или услуг, но чтобы выпуск обеспе чивал получение прибыли, т.е. всегда должно быть превышение доходов над расходами, расходуемыми ресурсами, и чем выше . это превышение, тем прибыльнее работает предприятие.
•          На смену требованию выпуска как можно большего количества   продукции,   поскольку   социалистическая   экономика перманентно  находилась в  условиях дефицита  по  тому  или иному ассортименту продукции,  приходит требование  —  не только произвести продукцию, но и сбыть ее, реализовать, и дальнейшее наращивание объемов целесообразно только в условиях гарантированного сбыта последней.
•          На смену существовавшим ограничениям предприятию со стороны   вышестоящих   органов   приходит   самостоятельность предприятий по многим вопросам его деятельности,  но как плата за эту самостоятельность — возможность несостоятельности и банкротства предприятия, т.е. предприятие может быть выведено за рамки экономической сферы, поскольку оно не смогло работать в условиях рынка и вынуждено покинуть его.   Следовательно, поведение предприятия в рыночных условиях хозяйствования видоизменяется, и это изменение касается многих вопросов деятельности предприятия.
Любое предприятие независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, отраслевой принадлежности, выпускаемой продукции или оказываемых услуг является открытой экономической системой, схематично изображенной на  3.1, где блок I — предприятие, основной задачей которого является преобразование ресурсов;
блок 2 — ресурсы на входе — трудовые, материальные, финансовые;
блок 3 — ресурсы на выходе, т.е. преобразованные ресурсы — готовая продукция, отходы производства, прибыль, денежные средства;
блок 4 — социальная среда, с которой взаимодействует предприятие — государство, муниципальные органы, законодательство;
блок 5 — природная среда — потребление природных ресурсов, полезных ископаемых, воздуха, воды;
блок 6 — взаимосвязь с рынком, маркетинг, причем этот блок взаимодействует как на входе ресурсов, так и на выходе;
блок 7 — соотношение ресурсов на входе с ресурсами на выходе образует экономическую работу на предприятии, экономику предприятия.
Рассмотрим предложенную схему более детально. Выше отмечалось, что в условиях рынка предприятие решает две задачи — произвести продукцию и реализовать ее. В зависимости от решения этих задач предприятие будет процветать или станет несостоятельным. Для того чтобы знать, что необходимо производить — какой ассортимент, в каком количестве — предприятие должно изучить рынок, прежде чем начнет расходовать ресурсы для изготовления конкретной продукции, т.е. заняться маркетингом. Причем маркетингом необходимо заниматься постоянно — как до запуска продукции в производство, так и после, в процессе реализации продукции'. Поэтому на схеме рынок дан до начала производства и после окончания его.
Для принятия решений необходимо собрать и проанализировать достоверную информацию, которая включает • характеристику товаров; являются они товарами конечного потребления или промежуточными, готовыми изделиями или полуфабрикатами, необходима служба сервиса или нет, приемлема ли цена потребителю, каковы цели у конкурентов;
•          общую характеристику рынка: большое или малое число потребителей, способы покупки товаров, отношение покупателей к товарам, к условиям и срокам поставки, условия продажи у конкурентов;
•          каналы распространения товаров: наличие посредников между производителями и потребителями, их количество;
•          конкретное состояние рынка: сущность и степень конкуренции, существует ли конкуренция между производителями товаров и каков ее уровень;
•          законодательные ограничения: существуют ли законодательные  ограничения,  которые  могут препятствовать  маркетинговой деятельности;
•          уровни управленческой деятельности  в  области  маркетинга: долговременные цели фирмы (на 10—15 лет), учитывающие ситуацию на внутреннем и внешних рынках и тенденции ее развития; финансовые, материальные и иные ресурсы, необходимые для достижения этих целей; перспективные (до 5 лет) цели фирмы, возникающие при этом задачи и обеспеченность их необходимыми ресурсами; оперативные, текущие цели и задачи, выдвигаемые конъюнктурой рынка, не противоречащие долговременным стратегическим целям.
В производстве продукта и осуществлении маркетинговой политики необходимо учитывать жизненный цикл продукта на рынке, который включает ряд стадий (3.2);
•          внедрение, требующее больших затрат, поэтому торговля товаром на этой стадии, как правило, убыточна;
•          рост как результат признания покупателем товара и быстрого увеличения спроса на него. При росте объема продаж и соответственно прибыли стабилизируются расходы на рекламу;
•          зрелость, характерна тем, что большинство покупателей товар уже приобрели, поэтому темпы роста продаж, достигнув максимума,  начинают падать,  прибыль также начинает снижаться в связи с увеличением расходов на рекламу и другие маркетинговые мероприятия;
•          насыщение, в этом периоде, несмотря на принятые меры, рост продаж больше не наблюдается.  Прибыль от торговли продолжает увеличиваться из-за снижения расходов на производство;
• спад, представляет собой период резкого снижения продаж, а затем и прибыли1 Рассмотрим блок 2 3.1. Предприятие на входе потребляет ресурсы определенного вида, чтобы потом в результате производственного процесса на выходе получить трансформированные ресурсы, ресурсы иной потребительной стоимости.
 части над доходной (убыточная работа предприятия) и, наконец, равенство доходной и расходной частей (работа предприятия в условиях самоокупаемости).
Как работает предприятие — прибыльно, убыточно или в рамках самоокупаемости — в существенной мере зависит от форм и методов преобразования ресурсов и может быть определено целым рядом как частных, так и общих показателей эффективности. На выходе предприятие выпускает ресурсы в виде: готовой продукции в конкретной номенклатуре, ассортименте, количестве, ценовой форме отходов производства прибыли издержек производства платежей разного рода денежных средств.
Соотношение ресурсов на входе и на выходе составляет содержание такого предмета, как экономика предприятия. Для экономики предприятия безразличны в известной мере производимый продукт, избранная технология производства, состав и квалификационный уровень кадров. Важным элементом производственного процесса на предприятии является выбранный вариант технологии. Именно избранная технология определяет состав и требуемое количество ресурсов на входе в производственную систему. Изменение технологаи ведет к изменению профессионального и квалификационного состава необходимых для производства кадров, технологического оборудования, транспортных средств, инструмента вплоть до изменения используемых видов сырья, материалов, полуфабрикату комплектующих изделий. Предприятие в зависимости от характера производимой продукции, масштабов производства, имеющихся у него возможностей инвестирования выбирает ту или иную технологию. Избранная технология тесно связана с двумя показателями работы предприятия: ценой выпускаемой продукции и уровнем ее качества. Одновременно эти два фактора формируют и конкурентоспособность продукции, чаще предпочтение отдается второму показателю. Остановимся на этих показателях более подробно.


На главную
Комментарии
Войти
Регистрация