<< Главная страница

Регулирующая роль качества продукции

Качество — это совокупность свойств продукции, призванных удовлетворять потребность в соответствии с назначением продукции. Любой продукт представляет собой совокупность свойств, куда входят надежность, эргономичность, эстетические свойства, безопасность и экологичность продукции. Современное производство— это производство высококачественной продукции. Потребитель зачастую предпочитает качество в ущерб цене, поскольку понимает, что высокое качество снизит расходы по эксплуатации, ремонту и более полно удовлетворит его потребности. Если анализировать причины процветания фирм типа "Адидас", "Тойота", "Грундиг", "Фольксваген" и др., то увидим, что имидж этих фирм базируется на качестве продукции, а не на цене. А качество в свою очередь обеспечивает рост продаж, снижение издержек, увеличение прибыли.
Качество выпускаемой продукции — это своеобразный символ сегодняшней экономики предприятия. Как отмечают зарубежные менеджеры, качество — это не лозунг, это целая философия, в которой снижение издержек, рост производительности труда потеснены качеством продукции, вышедшим на передний план. Фирмы различных стран и континентов самого разнообразного ассортимента выпускаемой продукции активно работают над ее качеством. Затраты на работы по повышению качества продукции имеют значительный удельный вес, который постоянно растет. Повышение качества ~ это трудоемкая работа для предприятия, поскольку затрагивает практически все направления деятельности предприятия и в конечном итоге выходит на такой макроэкономический показатель, как качество жизни.
Качество продукции является результатом качества: труда, предметов труда, средств труда, технологии, управления, производственной среды в целом.
Если мы получаем качество промежуточного продукта, то он в свою очередь формирует качество конечного продукта, а последний непосредственно выходит на качество жизни, где наряду с такой составляющей, как качество продукта и услуг, участвует качество: обороноспособности, природной среды, инфраструктуры, национального богатства В последние годы передовыми фирмами мира последовательно внедряется новая стратегия управления качеством продукции, предусматривающая следующее.
• Обеспечение качества понимается не как техническая функция, реализуемая каким-то подразделением, а как систематический   процесс,   пронизывающий  всю  организационную структуру фирмы.
•          Новому  понятию  качества должна  отвечать  соответствующая организационная структура предприятия.
•          Вопросы качества актуальны не только в рамках производственного цикла, но и в процессе разработок, конструирования, маркетинга и послепродажного обслуживания.
•          Качество должно быть ориентировано на удовлетворение требований потребителя, а не изготовителя.
•          Повышение качества требует применения новой технологии производства, начиная с автоматизации проектирования и кончая автоматизированными измерениями в процессе контроля качества.
•          Всеобъемлющее повышение качества достигается только заинтересованным участием всех работников.
Все это осуществимо только тогда, когда действует четко организованная система управления качеством, направленная на интересы потребителей, затрагивающая все подразделения и приемлемая для всего персонала.
Всеобщий контроль качества, осуществляемый фирмами США, Японии и Западной Европы, предполагает три обязательных условия:
1.         Качество как основная стратегическая цель деятельности _ признается высшим руководством фирм. При этом устанавливаются конкретные задачи и выделяются средства для их решения. Поскольку требования к качеству определяет потребитель, не может   существовать такого понятия, как постоянный уровень качества. Повышение качества должно идти -по возрастающей, ибо качество — это непрерывно меняющаяся цель.
2.         Мероприятия по повышению качества продукции долж-' ны затрагивать все подразделения предприятия без исключения. Опыт показывает, что от 80 до 90% мероприятий не подлежат контролю отделов качества и надежности. Особое внимание  уделяется  повышению  качества  на таких  этапах,   как НИОКР, что обусловлено резким сокращением срока создания новых изделий.
3.         Не прекращающийся процесс обучения (ориентирован на определенное рабочее место) и повышение мотивации персонала. Только непониманием существа проблем качества, говорит японский экономист К. Исикава, можно объяснить такие заявления руководителей предприятия: "ущтвление качеством означает ужесточение приемки продукции", "управление качеством означает внедрение стандартизации", "управление качеством представляет собой статистику", "управление качеством на практике представляется весьма трудоемким мероприятием", "пусть вопросами управления качеством занимается отдел приемки или контроля", "успехи предприятия в управлении качеством исключают необходимость проведения дополнительных мероприятий" и "управление качеством не имеет отношения к администрации или отделу реализации продукции"1.
По мнению американского экономиста А. Фейгенбаума2 , в условиях острой конкурентной борьбы (примерно 70% выпускаемой продукции США испытывают острую конкуренцию со стороны импортируемой продукции) фирмы смогут успешно развиваться, руководствуясь следующими принципами.
•          Качество является не одним из направлений деятельности фирмы, а непрерывным процессом, затрагивающим все функции предприятия.
•          Повышение качества зависит от степени участия в его формировании каждого сотрудника фирмы.
•          Качество не препятствует, а способствует снижению себестоимости продукции.
•          Качество означает использование новой техники и технологии.
• Качеством необходимо управлять так же непосредственно и эффективно, как управляют оборудованием, производством и финансами.
Время на разработку и изготовление новых видов продук- ции все сокращается, достаточно сравнить период в 20 лет, в  течение которого был спроектирован, произведен и стал пред- метом необходимости телевизор, со сроком в 5 лет, за которые  тот же путь проделала персональная ЭВМ. Растущая требова- тельность к повышению качества изделий — в настоящее время одна их характерных черт мирового рынка. Системы разработки новых изделий должны содержать рад основных положений:
 •         качество рассматривается наравне со всеми техническими новшествами с самого начала разработки изделия;
•          планирование  научно-исследовательских и опытно-кон структорских работ организуется таким образом, чтобы не ограничивать проектирование вариантов изделия с наилучшими характеристиками;
• ускорение разработки изделия должно  стать основным критерием эффективности системы разработки.


На главную
Комментарии
Войти
Регистрация