<< Главная страница

Предприятие на рынке ценных бумаг

В условиях рыночной экономики наряду с традиционными формами накопления инвестиций на предприятии — часть прибыли, амортизационный фонд — вступает в силу и фактор фондового рынка, т.е. рынка ценных бумаг. К этому располагает и такая организационно-правовая форма предприятия, как акционерное общество, где уставный капитал поделен на части, и предприятие получает возможность выпускать ценные бумаги в виде акций и облигаций.
С точки зрения интересов предприятия выпуск (эмиссия) ценных бумаг — это важный рычаг аккумуляции капитала. Предприятие может выступать как эмитентом, т.е. выпускать акции, облигации, векселя, так и инвестором — вкладывать свои свободные средства в ценные бумага других предприятий и получать дивиденды (доходы), обладая ценными бумагами других эмитентов.
Вкладывая средства в ценные бумаги других предприятий или банков, как коммерческих, так и государственных, предприятие тем самым формирует портфель инвестиций, который может быть:
•          консервативным,   когда   предприятие   заинтересовано   в стабильном доходе, •          агрессивным,  когда предприятие нацелено на  высокий доход и рост капитала с большим риском потерять свои капи талы.
Предприятие-инвестор,  вкладывая средства в ценные бумаги, преследует цели:    безопасность вложений, и рост капитала.
Между этими целями существуют противоречия, поскольку безопасность вложений, как правило, несовместима как с доходностью, так и с ростом капитала. Чтобы достичь компромисса, необходимо диверсифицировать вложения, т.е. распределить капитал между множеством ценных бумаг и множеством компаний.
Инвестиционный портфель предприятия может быть:
•          диверсифицированным, когда в каждый вид ценных бумаг вложено 10% ценных бумаг от общей стоимости всех вложений, и эта цифра может снижаться до 5%, •          слабо диверсифицированным, когда процент превышает 10, и чем он выше, тем диверсификация слабее.
Например, предприятие распределило свой инвестиционный портфель так: 15% — в акции нефтедобывающих предприятий; 20% — в акции нефтеперерабатывающих предприятий; 17% — в акции предприятий, занимающихся транспортировкой и реализацией нефти и нефтепродуктов; 13% — в акции предприятий, производящих химическую продукцию на основе нефтепродуктов. Все эти предприятия завязаны в единый технологический цикл. Можно считать удачным формирование такого портфеля инвестиций? Скорее всего, нет. Помимо высокого уровня процента вложений в каждое конкретное предприятие, средства вложены и в предприятия, образующие единый технологический цикл. И единственным оправданием для такого рода вложений предприятия является то, что они сделаны в сырьевой комплекс — нефтяной, потребность в продукции которого чрезвычайно остра.
Вложения в ценные бумаги — достаточно рискованные, поэтому необходимо постоянно отслеживать конъюнктуру фондового рынка, чтобы увеличить доходность вложений или вообще не потерять последние средства.
Отслеживать конъюнктуру фондового рынка предприятие может самостоятельно либо с помощью особых компаний, которые называются трастовыми. Трастовая компания — это предприятие, которое обеспечивает наиболее выгодное и надежное вложение средств инвестора, охраняет его интересы, следит за финансовым положением тех предприятий, в чьи ценные бумаги вложены средства инвестора, обеспечивает своевременное получение процентов от вложенных средств.
Таким образом, существует целый ряд правил, которыми должно руководствоваться предприятие-инвестор, вкладывая свои средства в ценные бумаги.
• Вкладывая деньги в ценные бумаги, следует помнить, что это самые рискованные вложения.
•          Деньги сегодня стоят дороже,  чем деньги  завтра,   поскольку полученные деньги можно инвестировать вновь.
•          Доход от вложений всегда прямо пропорционален риску, на который готов идти инвестор ради получения дохода.
•          Чтобы сгладить противоречие между риском вложений и доходностью,   необходимо  диверсифицировать   вложения   как среди ценных бумаг, так и среди эмитентов.
•          Лучшие вложения — в ценные бумаги компаний, на продукцию которых постоянно не удовлетворяется спрос.


На главную
Комментарии
Войти
Регистрация