<< Главная страница

Разработка технико-экономического обоснования и бизнес-плана

Технико-экономическое обоснование. При создании предприятия, связанного с производственной деятельностью, целесообразно разрабатывать технико-экономическое обоснование (ТЭО) предприятия. В состав ТЭО рекомендуется включить следующее:
1. Анализ спроса на продукцию, товары или услуги, планируемые к производству. i      2. Производственные показатели:
2.1.      Наличие конструкторской, технологической и другой требуемой документации 2.2.      Производственную программу 2.3.      Перечень необходимых для выполнения программы машин, оборудования, инструментов, других элементов основных производственных фондов, а также сырья и материалов 2.4.      Наличие производственных мощностей или проект их создания 2.5.      Имеющееся в наличии оборудование и другие элементы основных производственных фондов 2.6.      Рентабельность отдельных видов продукции или услуг 2.7.      Величину амортизационных отчислений.
3. Финансовые показатели:
3.1.      Намечаемую выручку от реализации продукции или оказания услуг 3.2.      Размер материальных и других приравненных к ним затрат 3.3.      Предполагаемые отчисления в бюджет 3.4.      Чистую прибыль 3.5.      Фонд оплаты труда


Размер создаваемых прочих фондов.
■ Содержание бизнес-плана. Важным документом, предваряющим начало деятельности предприятия, служит предпринимательский бизнес-план. Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы. По-нашему мнению» наиболее предпочтительным будет бизнес-план, включающий семь разделов (5.2). Рассмотрим их подробно.
Центральным в бизнес-плане является раздел "Цели и задачи предпринимательской сделки".
Раздел 1. Цели и задачи предпринимательской сделки Главная цель предпринимательского бизнеса — получение прибыли. Планируя намеченную сделку, следует прежде всего определить, на какую сумму прибыли можно рассчитывать, и убедиться в том, что Проект вообще способен принести желаемую прибыль. Важно при этом, как и вообще при формировании бизнес-плана, учесть фактор времени. Другими словами, наряду с величиной ожидаемой прибыли необходимо знать, как она распределится во времени, не окажется ли прибыль слишком запоздалой с учетом потребности предпринимателя в денежных средствах и воздействия инфляции, умаляющей значение абсолютного прироста денег.
При первоначальной оценке целесообразности предпринимательского проекта необходимо также учесть, что сумма получаемой прибыли должна быть существенно выше той, которую мог бы получить предприниматель, помещая затрачиваемые денежные средства на то же время в Сберегательный банк. Иначе просто есть смысл свести дело к этой простейшей финансовой сделке.
Наряду с главной» определяющей целью в поле зрения составителей бизнес-плана должны находиться и другие цели и задачи: социальные цели; повышение статуса предпринимателя; специальные цели и задачи; особые задачи предпринимательства, в частности благотворительность.
Раздел 2. Обобщенное резюме, основные параметры и показатели бизнес-плана Этот раздел является сводным и представляет собой основные идеи и содержание плана в миниатюре. Он создается и уточняется по мере проработки плана, а завершается лишь после составления бизнес-плана в целом.
В сводном разделе представлены: генеральная цель проекта (сделки); краткая характеристика предпринимательского продукта, конечного результата намечаемого плана и их отличительные особенности; пути и способы достижения поставленных целей; сроки осуществления проекта (сделки); затраты, связанные с его реализацией; ожидаемая эффективность и результативность; область использования результатов.
Показатели обобщенного резюме: общие сводные показатели (объемы производства и реализации продукции и услуг; выручка; собственные и заемные средства; прибыль, рентабельность); специальные (качество реализуемых товаров и услуг, их отличительные свойства, приспособленность к особым вкусам и запросам потребителя; срок окупаемости вложений; низкая степень риска; гарантированность получения планируемого результата).
Раздел 3, Характеристики продуктов, товара, услуг, предоставляемых предпринимателем потребителю В этом разделе должны быть зафиксированы: наглядные данные, позволяющие с требуемой полнотой "осязать" предпринимательский продукт (опытный образец), или его характеристики: описания, модели, фотографии и т.д.; сведения о круге потребителей предпринимательского товара и потребностей, которые он будет удовлетворять (прогноз платежеспособного спроса на товар; данные о регионах, группах населения, организациях, которые предпочтительно, исходя из анализа и прогноза, станут покупателями и потребителями товара; данные о динамике ожидаемого потребления товара по временным периодам с учетом факторов, влияющих на изменение потребностей в данном товаре); прогноз цен, по которым предполагается реализовать продукт предпринимательской деятельности.
Раздел 4. Анализ и оценка конъюнктуры рынка сбыта, спроса, объемов продаж Этот раздел — непосредственное продолжение изучения потребностей и прогнозирования цен. Он предопределяет объемы производства и продаж товаров по временным периодам реализации предпринимательского проекта.
Исследование, анализ, оценка рынка в процессе подготовки бизнес-плана опираются, с одной стороны, на предположения, т.е. носят прогностический характер, а с другой — на предварительную договоренность с потенциальным покупателем или с торговыми, сбытовыми организациями.
Разные ситуации возникают в зависимости от размеров и сроков проектов. В случае кратковременных мелких проектов можно с высокой степенью достоверности установить круг покупателей, потребителей предпринимательского продукта, что позволяет сделать вывод об объемах продаж.
При долговременных крупных предпринимательских проектах возникает более сложная ситуация и определение изменения спроса на предпринимательский товар, его продажи, потребления будет проходить при составлении бизнес-плана на основе предположений, оценок, расчетов, прогнозов.
Наряду с расчетно-аналитической оценкой рынка сбыта, бизнес-план должен предусматривать способы активизации рынка посредством маркетинговой и других видов деятельности.
При разработке раздела 4 необходимо также учитывать наличие других предпринимателей, знать конкурентов, их возможности, способности и ценовую политику. С этой целью работа над бизнес-планом должна включать корректировку прогнозируемого объема продаж с учетом конкуренции.
Раздел 5. План (программа) действий и организационные меры Содержание этого раздела бизнес-плана во многом зависит от вида предпринимательской деятельности (производственная, коммерческая, финансовая). Программа предпринимательских действий обычно включает: а) маркетинговые усилия (реклама, определение рынка сбыта, контакты с потребителем, учет его запросов); б) осуществление производства продукции (в случае производственного предпринимательства); в) закупку, хранение, транспортировку, реализацию товаров (в особенности применительно к коммерческому предпринимательству); г) обслуживание покупателя в процессе продажи товара и после продажи.
Организационные меры составляют неотъемлемую часть программы действий и включают в себя: способы управления реализацией бизнес-плана; организационные структуры управления проектом; методы координации действий исполнителей, В числе организационных — меры по установлению специальных форм оплаты труда, стимулирования, набора и подготовки кадров (например, только повременная оплата, отложенные выплаты и т.д, так называемое кадровое обеспечение), учета, контроля и др.
Раздел 6. Ресурсное обеспечение сделки Раздел содержит сведения о видах и объемах ресурсов, необходимых для осуществления предпринимательского проекта, об источни- ках и способах получения ресурсов.
Ресурсное обеспечение охватывает: материальные ресурсы (материалы, полуфабрикаты, сырье, энергия, здания, оборудование и др.); трудовые, финансовые (текущие денежные средства, капиталовложения, кредиты, ценные бумага); информационные ресурсы (статистическая научно-техническая информация).
Раздел 7. Эффективность сделки Это завершающий раздел бизнес-плана. В нем приводится сводная характеристика эффективности предпринимательской сделки. В числе сводных показателей эффективности — в первую очередь показатели прибыли и рентабельности сделки. Кроме того, учитывается социальная и научно-техническая эффективность (получение новых научных результатов). В этом же разделе целесообразно проанализировать долговременные последствия предпринимательской сделки.
■ Международная практика обоснования проектов применяет несколько обобщающих показателей для подготовки решения о целесообразности вложения средств. В их числе:
•   чистая текущая стоимость;
•          рентабельность;
•          внутренний коэффициент эффективности;
•          период возврата капитальных вложений;
•          максимальный денежный отток;
•          норма безубыточности.
Показатель чистой текущей стоимости (называемый нередко в отечественных источниках "интегральным экономическим эффектом") представляет собой разность совокупного дохода от реализации продукции, рассчитанного за период реализации проекта, и всех видов расходов, суммированных за тот же период, с учетом фактора времени (т.е. с дисконтированием разновременных доходов и расходов).
Рентабельность исчисляется как отношение прибыли к капитальным вложениям или как отношение прибыли к акционерному капиталу; рассчитывается для каждого года реализации предпринимательского проекта и как среднегодовая величина. При этом учитывается и налогообложение.
Внутренний коэффициент эффективности определяется как такое пороговое значение рентабельности, которое обеспечивает равенство нулю интегрального эффекта, рассчитанного за экономический срок жизни инвестиций. Проект считается рентабельным, если внутренний коэффициент эффективности не ниже исходного порогового значения.
Период возврата капитальных вложений — этот показатель широко применяется в отечественной практике как срок окупаемости капитальных вложений. Он представляет собой количество лет, в течение которых доход от продаж за вычетом фушщионалы^о-административных издержек возмещает основные капитальные вложения. Остается дискуссионным вопрос о том, должен ли период возврата рассчитываться с дисконтированием или без него.
Максимальный денежный отток — это наибольшее отрицательное значение чистой текущей стоимости, рассчитанной нарастающим итогом. Этот показатель отражает необходимые размеры финансирования проекта и должен быть увязан с источниками покрытия всех затрат.
Норма безубыточности ~ минимальный размер партии выпускаемой продукции, при котором обеспечивается "нулевая прибыль", т.е. когда доход от продаж равен издержкам производства. Определяется по формуле:
Постоянные издержки Корма безубыточности — Удельная цена — удельные переменные издержки ♦ Несколько иная структура бизнес-плана принята при получении кредитов в западных банках. В этом случае бизнес-план включает, как правило, следующие разделы:
1.         Введение и общая информация. В этом разделе указывается юридическая форма, даются краткое описание деятельности, история предприятия, недавних и текущих важных событий.
2.         Оценка вклада. Здесь показываются отдельные важные характеристики деятельности предприятия: позиции на рынке, репутация, система продаж и др.
3.         Описание продукции и рынка сбыта.
4.         Исследования и разработки. В этом разделе отражаются основные направления исследований, включая важнейшие программы и инициативы.
5.         Производство   и   производственные   мощности.   Приводится описание   состояния   производства,   производственных   мощностей предприятия.
6.         Персонал и трудовые отношения.
7.         Организация и управление. Помимо общих организационных схем, приводятся краткие биографические данные высших должностных лиц и других руководящих сотрудников.
8.         Юридические материалы. Кратко описываются наиболее значимые прошлые и настоящие судебные и арбитражные дела в связи с производственной деятельностью.
9.         Финансовая информация. Рассматриваются финансовые отчеты за последние 5 лет и приводится 5-летниЙ прогноз финансового состояния.
10.       Ликвидность.  Приводятся анализ задолженности,  состояние оборотных средств, описание статей налогообложения компании, ее долгов.
11.       Договоры. Даются описания всех договоров или соглашений, в которых участвует предприятие.
12.       Другие вопросы бухгалтерского учета. Приводится краткое изложение   незарегистрированного   имущества   (квартиры,   гостиницы, больницы, профилактории и др.).
♦ Еще более краткая схема бизнес-плана предлагается Г.Берлом1. Она включает в себя разделы:
1. Цель заявки, включая необходимую сумму средств, способы погашения займа и его обеспечение 2.         Личные средства. Здесь важно показать собственный вклад основателя дела, его партнеров, членов его семьи.
3.         Описание бизнеса. Необходимо включить количественные показатели, организационно-правовую форму предприятия, его местонахождение, адрес, число занятых. Надо показать товары или услуги, которые будут производиться  или  выполняться,  краткую  историю, предприятия, перспективы развития, зону маркетинга, конкуренцию потребителей и поставщиков фирмы.
4.         Управление. Включает сведения об образовании и предыдущем опыте каждого из владельце», а также тех, кто непосредственно будет управлять предприятием.
5.         Финансовые прогнозы и показатели предприятия. Если это новое предприятие, то необходимо показать собственный капитал владельца, составить плановый баланс, привести прогнозные оценки. При этом следует зарезервировать определенные средства для  неожиданных взлетов и падений. Если это действующее предприятие, то потребуется представить балансовые отчеты о прибылях и убытках за последние два-три года, а также данные о сегодняшнем состоянии.
Указанные пять разделов предусматривают составление 11 вспомогательных форм:
Форма 1. Цель и обоснование заявления на предоставление займа.
Форма 2. Личная финансовая декларация.
Форма 3. Подробное описание предприятия.
Форма 4. Анализ рынка.
Форма 5. Конкуренты.
Форма 6. Размещение предприятия.
Форма 7. Работники предприятия.
Форма 8. Управление.
Форма 9. Финансовая информация для создаваемого или расширяющегося предприятия.
Форма  10. Финансовая информация при покупке действующего предприятия.
Форма 11. Краткое резюме для руководителя.
Многие западные авторы обращают внимание на оформление бизнес-плана. Качество бумаги, печати, папки, крепления листов — внешний вид может произвести на читающего документы определенное впечатление. Безукоризненно написанный, напечатанный без ошибок документ должен источать уверенность в успехе и вызывать доверие.
Объем не более 40 страниц.
Спиральное крепление. На обложке — название компании.
На титульном листе — название компании, адрес и номер копии. План начинается кратким резюме на двух страницах, рассказывающим о сегодняшних операциях компании и ее планах. Приложено оглавление разделов.
В тексте приведены подробные сведения о ведущих работниках и инвесторах.
Приводятся  отзывы  консультантов по  бухгалтерскому  учету и юрисконсульта, в особенности подтверждающие прогнозы развития.
У бизнес-плана, признанного образцовым, была еще одна особенность: каждая страница была напечатана только с правой стороны. Левая же сторона оставалась пустой, за исключением небольшого параграфа, в котором перечислялись особенности содержания текста, помещенного в правой части страницы. Причем делалось это в коротких, четких предложениях. Прочитав текст на левой стороне, интересующийся мог за короткое время получить полное представление о содержании всего бизнес-плана. Если это его заинтересовало, он мог вернуться назад и прочитать весь текст, помещенный справа на страницах.
Особое внимание при разработке бизнес-плана следует обращать на краткое резюме, сжатое изложение всего, что содержится в бизнес-плане. Этот документ определяет, будет ли заинтересованное лицо или банковский работник читать остальные разделы бизнес-плана. Резюме должно быть кратким, охватывать все разделы бизнес-плана. Рекомендуется, чтобы краткое резюме содержало следующую информацию:
Название предприятия, его юридический адрес.
Лицо для контакта, его телефон.
Тип бизнеса.
Цель бизнеса.
Необходимый (требуемый) заем. Цель займа. Имеющиеся активы.
Продукт — рынок (краткая характеристика продукта,  реальные возможности для его реализации).
Управление (краткая характеристика основного владельца и его помощников).
Финансовые планы.
Цели роста объема продаж и прибыли.


На главную
Комментарии
Войти
Регистрация