<< Главная страница

Управление новым предприятием

■ Стадии развития предпринимательской фирмы. На начальной стадии своей деятельности предприниматель сталкивается с многими проблемами. Первая из них — найти себя в хозяйственном пространстве, найти свою "хозяйственную нишу". Предпринимателю предстоит изучить состояние рынка, предложения и спрос на те или иные товары в интересующей его отрасли, регионе. Следует предусмотреть возможные препятствия и ограничения, изучить возможность получения льгот — заемных, налоговых и др. Таким образом определяются общие условия инвестирования средств.
Все эти данные открыты, доступны, содержатся в публикациях, в статистической информации, законодательных актах. Дополнить эту информацию могут осведомленные частные лица. Этой нередко очень ценной информацией не следует пренебрегать.
Определив таким образом свою "хозяйственную нишу", предприниматель может устанавливать специализацию своего предприятия.
Для этого потребуется оценить возможности будущих потребителей, узнать все возможные сведения о конкурентах, решить вопрос о технике и технологии, с помощью которых будет производиться продукция.
Немаловажное значение имеет выбор формы предпринимательства, в первую очередь выбор между предпринимательством индивидуальным и коллективным. Избрав индивидуальную форму, предприниматель действует на свой страх и риск. В случае неудачи собственник несет полную ответственность по обязательствам предприятия и расплачивается своими средствами, своим имуществом.
Сделав выбор в пользу коллективной формы, предприниматель делит ответственность с партнерами по предприятию. Такая форма позволяет уменьшить риск, привлечь дополнительные ресурсы.
Следующий шаг — формирование производственной базы. Предпринимателю предстоит приобрести или взять в аренду производственные и складские помещения, оборудование, станки, инструмент, приобрести сырье и материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, привлечь рабочую силу. Предприятие вступает в отношения с производителями оборудования, поставщиками сырья и материалов, с посредническими фирмами. Потребность в работниках можно обеспечить путем личного подбора, на бирже труда, через объявления в прессе и другими путями.
Важный этап — привлечение финансовых средств. Собственных средств у предпринимателя для начала и развития дела, как правило, недостаточно. Дефицит денежных средств можно преодолеть путем выпуска акций, т.е. частичной передачей прав на участие в капитале и прибыли предприятия; выпуска собственных долговых обязательств и, наконец, получением займов в коммерческих банках. Здесь предприятие вступает во взаимоотношения с юридическими и физическими лицами, приобретающими его акции или долговые обязательства, а также с коммерческими банками. Кредиты банка подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Специфика переходного периода к рынку в нашей стране привела к тому, что наибольший интерес для обеих сторон — и предприятия, и банка — представляют краткосрочные ссуды, которые выдаются банками, как правило, на 30, 60 и 90 дней, т.е. до трех месяцев.
Предоставление банками кредитов предприятиям нередко сопровождается различными видами страховых операций. Страхованию могут подлежать здания, запасы материальных ценностей и др. В этом случае предприятия вступают в деловые взаимоотношения со страховыми компаниями.
Выпуская акции, облигации, другие ценные бумаги или приобретая их, предприятия обращаются к фондовому рынку — рынку ценных бумаг. Перечень организаций, с которыми предприятия вступают здесь во взаимоотношения, достаточно велик. Прежде всего это различные фондовые биржи, кредитно-финансовые институты, инвестиционные фонды, индивидуальные инвесторы и др.
■ Создание жизнеспособного организма управления предприятием. Основной проблемой нового предприятия является создание жизнеспособного отлаженного "организма", в рамках которого работники четко сознают цель своей деятельности и способы ее достижения. Если вновь созданное предприятие не превращается в отлаженное и управляемое производство, оно обречено на провал, несмотря ни на какую блестящую предпринимательскую идею, привлеченный крупный капитал, надлежащее качество выпускаемой продукции и даже существование высокого спроса на нее.
 По мнению профессора Школы бизнеса Нью-Йоркского университета, одного из самых читаемых авторов в США и в мире — Питера Друкера, предпринимательское управление на новом предприятии требует:
•          концентрации внимания на рынке;
•          финансового предвидения, особенно в планировании и регулировании наличных денег;
•          создания высшего управленческого звена задолго до того, как новое предприятие почувствует в этом реальную потребность, и задолго до появления у него реальной возможности позволить себе иметь это подразделение;
•          умения определять участки наиболее эффективного применения своих сил и способностей.
Нередко новому предприятию удается достигнуть успеха благодаря выходу на нетрадиционный для него рынок. Вновь созданное предприятие всегда должно предвидеть возможные изменения на рынке и организовать свою деятельность так, чтобы извлекать пользу из неожиданно возникающих рыночных ситуаций.
Если изделие разработано для конкретного применения, например, изделие научного или технического характера, то оно, как правило, закрепляется на рынке и используется по первоначальному назначению. Однако настоящие новшества способны создавать такие рынки, о которых невозможно было даже подозревать. Например, в продолжении многих лет все обходились без копировальных аппаратов до тех пор, пока фирма "Ксерокс" не разработала и не предложила свою продукцию. Примерно через пять лет после этого ни один офис в США и других странах не мог представить своего существования без копировальных автоматов.
Следует отметить, что термин "изучение рынка" нельзя воспринимать как нечто непререкаемое. П. Друкер приводит пример с компанией "Юнивак". Примерно в 1950 г. на основании "научных" исследований рынка, выполненных силами этой компании, был сделан прогноз, что к 2000 г. будет продана 1 тыс. компьютеров. Однако жизнь внесла свою "маленькую" поправку: уже в 1984 г. было продано около 1 млн. компьютеров.1 . Исследования компании страдали одной существенной недоработкой: в основе их лежало незыблемое в ту пору допущение, что компьютеры предназначены только для серьезной научной работы, и поэтому область их использования предполагалась довольно узкой. Примерно то же произошло с фирмой "Ксерокс". Исследования ряда компаний привели к выводу, что полиграфические предприятия абсолютно не нуждаются в копировальных автоматах. Однако никому не пришло в голову, что это оборудование может понадобиться конторам, школам,- университетам, колледжам и просто частным лицам.
Отсюда можно сделать вывод, что при создании нового предприятия нужно быть готовым к тому, что продукция или услуги этого предприятия могут найти совершенно новых потребителей на "неплановых" рынках. Следует преодолеть традиционно предпринимательский стереотип мышления, И если компания, выпустившая продукцию с какой-то определенной целью, вдруг обнаруживает, что эта продукция вызывает совершенно неожиданный интерес у совершенно неожиданных потребителей, ей следует проанализировать серьезность и возможности такого интереса.
Если оторванность от рынка является "болезнью" новых предприятий на ранних этапах их существования, то финансовый фактор, а точнее, неправильная финансовая политика становится серьезной угрозой таким предприятиям на последующем этапе их развития. Проблема в том, что молодые предприниматели, организуя новое предприятие, в первую очередь стремятся получить высокие прибыли. Однако на первых порах деятельности прежде всего следует уделить внимание поиску источников финансирования разработок и ускоренного роста, регулированию деятельности, движению денежной наличности. Новое предприятие может нормально развиваться только при условии обеспечения его деятельности дополнительным капиталом, т.е. в предпринимательстве нельзя обойтись без управления финансами.
По мере развития и успешного функционирования важной составляющей нового предприятия является создание высшего управленческого звена или специальной управленческой группы. Такому звену или группе следует начать с анализа особен-
ностей производственно-хозяйственной деятельности своего предприятия, выявить конкретные участки, от которых зависит выживание и благополучие предприятия, по каждому участку определить цели и задачи. Руководитель предприятия задолго до того, как его единоначалие достигает критической точки, за которой может последовать спад деятельности предприятия, должен начать учиться взаимодействию со своими коллегами, доверять им, одновременно не снижая требовательности. Руководитель должен быть лидером, а не "звездой".
Наконец, важным фактором управления новым предприятием является умение определять участки наиболее эффективного применения своих сил и способностей. По мере того, как новое предприятие растет и развивается, меняются роли предпринимателей, стоявших у его основания, и взаимоотношения между ними. При этом не каждый предприниматель замечает необходимость перемен и, что особенно важно, не каждый знает, что именно нужно делать в изменившейся обстановке. В этих условиях предприниматель — основатель фирмы — задает себе вопросы: "Что больше всего соответствует моим способностям и наклонностям?", "В чем я могу себя проявить наилучшим образом?", "На каких участках деятельности предприятия я могу принести наибольшую пользу?. Только продумав ответы на эти и подобные вопросы, предприниматель может принять соответствующее решение.
Изобретатель фотокамеры "Полароид" Эдвин Ленд, например, руководил своей компанией около 13 лет. С этого времени компания начала стремительно расти. Оценив складывающуюся ситуацию, Э. Ленд решил, что он не способен к управленческой работе на высшем уровне и управлять компанией должны квалифицированные профессиональные менеджеры. Сам он сосредоточился в области научных исследований, т.е. там, где мог проявить себя лучше других.
Э. Ленд выстроил себе лабораторию и занял должность директора-консультанта компании по фундаментальным исследованиям, а оперативное руководство фирмой доверил специально назначенным управляющим. Подобных примеров из практики предпринимательства немало. Таким образом, перед тем как начинать новое предприятие, а также тогда, когда предприятие начинает работать успешно, следует задать себе вопрос: "Действительно ли та область, в которой я собираюсь начать работать (в которой я сейчас работаю), является моей? Только после утвердительного ответа на этот вопрос можно приступать к делу или продолжать его.
Сущность и преимущества франчайзинга. В последние годы получила широкое распространение система льготного предпринимательства — франчайзинг.
При этой форме предпринимательства, в соответствии с франчайзньш соглашением, франчайзер (обычно крупная родительская компания) обязуется снабжать мелкую фирму или бизнесмена, действующих в рамках оговоренной территории, своими товарами, рекламными услугами, отработанными технологиями бизнеса. За это фирма (франчайзи) обязуется предоставить компании (франчайзеру) услуги в области менеджмента и маркетинга с учетом местных условий, а также инвестировать в эту компанию какую-то часть своего капитала. Франчайзи обязуется иметь деловые контакты исключительно с компанией-франчайзером, а также вести бизнес в соответствии с ее предписаниями.
Предприятие франчази функционирует как частица единой системы, организационной франчайзером. В США в настоящее время свыше полумиллиона предприятий действуют в рамках льготного предпринимательства, и их доля, по сравнению с самостоятельными предприятиями, неуклонно растет.
С целью распространения франчайзинга владельцы крупных фирм периодически проводят выставки, чтобы привлечь потенциальных покупателей права на льготное предпринимательство.
Наиболее широко эта форма предпринимательства получила развитие в таких областях бизнеса, как бензозаправочные стан-ции(32%), торговля легковыми и грузовыми автомобилями (6%), рестораны и закусочные быстрого обслуживания (7%).
В России наиболее типичным представителем системы франчайзинга служит американская фирма "Макдональдс", заключившая договоры с поставщиками овощей, фруктов, мяса, молока и других продуктов, требуемых для фирмы.
Основное преимущество франчайзинга заключается в четкой специализации вступивших в соглашение предприятий. Поддержка крупной фирмы, хорошо апробировавшей свой бизнес, снижает для франчайзи коммерческий риск. Головная фирма обеспечивает обучение и постоянный контроль за работой предприятий-франчайзи.
Вместе с тем система имеет и определенные недостатки. Главный из них — частичная потеря самостоятельности. Предприятие-франчайзи связано с головной фирмой юридическим соглашением и вынуждено действовать в соответствии с ее правилами и положениями, придерживаться методов ведения бизнеса, изложенных в инструкции компании-франчайзера, что сдерживает соответственно инициативу и возможность маневра.
Несмотря на очевидные недостатки в системе франчайзинга, преимущества более весомы. Об этом свидетельствует постоянное расширение числа предприятий, действующих на принципах этой системы, во всем мире и в первую очередь в США. Надо полагать, что и в нашей стране имеющийся положительный опыт даст стимул для развития франчайзинга в самых разнообразных сферах бизнеса.


На главную
Комментарии
Войти
Регистрация