<< Главная страница

Экономические, социальные и правовые условия, необходимые для предпринимательской деятельности

Для формирования предпринимательства необходимы определенные условия: экономические, социальные, правовые и другие. Экономические условия — это в первую очередь предложения товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые они могут истратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможности приобретения товаров.
На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, к которым готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить им кредитные учреждения Всем этим занимается множество разнообразных организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с помощью которой предприниматели могут устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции. Это банки — оказание финансовых услуг; поставщики — снабжение сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, топливом, энергией, машинами и оборудованием, инструментами и др.; оптовые и розничные продавцы — предоставление услуг по доведению товаров до потребителя; специализированные фирмы и учреждения — предоставление профессиональных юридических, бухгалтерских, посреднических услуг; агентства по трудоустройству — оказание помощи в подборе рабочей силы; учебные заведения — обучение рабочих и специалистов — служащих; прочие агентства — рекламные, транспортные, страховые и др.; средства связи и передачи информации.
Элементы процесса предпринимательства представлены на схеме 1.1.
Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования предпринимательства. Прежде всего это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах эти потребности могут меняться. Существенную роль играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Эти нормы оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и посредством этого — на его спрос на товары. Социальные условия влияют на отношение отдельного индивидуума к работе, что в свою очередь влияет на его отношение к величине заработной платы, к условиям труда, предлагаемым бизнесом.
От предпринимательской деятельности предприниматель должен получать удовлетворение. Он участвует в решении социальных вопросов трудовой деятельности своих сотрудников: охраны их здоровья, сохранения рабочих мест и др^ Важную роль в формировании предпринимательства играет подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров предпринимателей: организация обучения современным методам ведения предпринимательской деятельности, обучение и переобучение кадров, их стажировка в развитых странах, организация подготовки и переподготовки преподавательских кадров для обучения предпринимателей, создание сети консультативных центров, проводящих профессиональный отбор и ориентацию кадров предпринимательского сектора и др. Примером может служить складывающаяся в течение многих лет система законов, действующих в сфере предпринимательства США. Приведем лишь некоторые из них.
Антитрестовский закон Шермана (1890 г.)
Запрещение (а) "монополий или попыток монополизации", а также (б) "договоров, разного рода объединений и сговоров, направленных на ограничение торговли" между штатами или внешней торговли.
Закон о доброкачественности пищевых продуктов и медицинских препаратов (1906 г.) Запрещение производства, продажи или транспортировки фальсифицированных или неправильно маркированных продуктов или лекарств в рамках межштатовой торговли. В 1938 г. заменен Федеральным законом о пищевых продуктах, медикаментах и косметических средствах. В 1958 г. и в 1962 г. в него внесены ужесточающие поправки.
Закон об учреждении Федеральной торговой комиссии (1914 г.) Учреждение комиссии — специализированного органа с широкими полномочиями по расследованию и пресечению действий, подпадающих под юрисдикцию статьи 5, которая провозглашает, что "недобросовестные методы конкуренции в торговле являются незаконными".
Закон Клейтона (1914 г.)
Дополнение к закону Шермана, запрещающее отдельные виды практической деятельности (определенные разновидности ценовой дискриминации, включение в соглашения пунктов, ограничивающих действия партнера, использование ограничительной практики сбыта, владение акциями других корпораций и установление совместных директоратов).
 Закон Уилера Ли (1938 г.)
Запрещение недобросовестных и обманных действий и приемов независимо от того, наносится ли при этом ущерб конкуренции; учреждение юрисдикции Федеральной торговой комиссии над рекламой пищевых продуктов и медикаментов.
Закон об отражении истины на упаковке и в маркировке товаров (1966 г.) Введение правил на упаковку и маркировку товаров широкого потребления. Обязал производителей указывать точное содержание упаковки, имя изготовителя этого содержимого и точное количество содержимого.
Закон о безопасно- Учреждение Комиссии по проблемам безопас-сти потребительских ности потребительских товаров и наделение ее товаров (1972 г.)         правом введения стандартов безопасности на товары  широкого  потребления  и санкций  за несоблюдение этих стандартов.
Закон о добросовестной практике взимания долгов (1978 г.) Объявление незаконными докучливого преследования или жесткого обращения с людьми, распространения лживых заявлений или использования недобросовестных методов при сборе долгов.
Обосновывая необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности, Ф. Котлер указывает три основные причины, в силу которых появились соответствующие законодательные акты:
•          необходимость защитить фирмы друг от друга.
"Предприниматели в один голос превозносят конкуренцию, но, когда затрагивают их собственные интересы, пытают ся нейтрализовать ее) "
Отсюда принятие законов, предотвращающих проявления "недобросовестной конкуренции";
•          необходимость защиты потребителей от недобросовестной деловой практики.
Отсюда — направленность законов против тех фирм, которые, оставшись без присмотра, могут начать выпускать плохие товары, лгать в рекламе, вводить в заблуждение посредством упаковки и уровня цен;
• необходимость защиты высших интересов общества от разнузданности предпринимателей.
Как очень мягко указывает Ф. Котлер:
ведь предпринимательская деятельность не всегда обеспечивает нам лучшее качество жизни.
В условиях перехода к рыночным отношениям в России "разнузданность предпринимателей" проявляется нередко в очень жестких формах. В предпринимательской сфере России система законов только складывается. Рассмотрим их более подробно в гл. 16,17.


На главную
Комментарии
Войти
Регистрация