<< Главная страница

Объединения юридических лиц

В Гражданском Кодексе (ст. 121) сказано, что коммерческие организации в целях координации своей предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имуще ственных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся не коммерческими организациями.
Если по решению участников на ассоциацию (союз) возла-
гается ведение предпринимательской деятельности, такая ассо циация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или то варищество либо может создать для осуществления предприни мательской деятельности хозяйственное общество, или участво вать в таком обществе.
К объединениям предприятий относятся ассоциации, концер-
ны, консорциумы, межотраслевые и региональные союзы, финан сово-промышленные группы, холдинговые компании и др.
Организация и деятельность объединения предприятий любо формы должны строиться на следующих основных принципах •          добровольность объединения на основе общности эконо-j мических интересов;
•          равноправие участников совместной деятельности;
•          свобода выбора организационной формы объединения •          самоуправление участников и объединения в целом •          организация отношений между участниками на договорной основе.
Предприятия, входящие в состав объединения, сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Руководя щие органы объединения не наделяются распорядительной вла стью в отношении предприятий, входящих в объединение, и выполняют свои функции на основе договоров с предприятия ми. Остановимся на некоторых формах предпринимательской деятельности более подробно.
Холдинги и финансово-промышленные группы (ФПГ) стай ли создаваться в России в последние годы. Они призваны востановить утерянный контроль государства и министерств за деятельностью государственных предприятий, технологические и кооперационные связи со странами СНГ, прерванные с распадом СССР, а также оживить инвестиционную деятельность в стране и тем самым повысить эффективность функционирования как государственных, так и частных предприятий.
♦ Холдинг — это акционерная компания, использующая свой капитал для приобретения акций других компаний. Активы холдинга представлены преимущественно акциями других акционерных обществ. Холдинговые системы включают головную (материнскую) фирму, дочерние и внучатые фирмы. При этом материнской компании не обязательно располагать 5% акций дочерних фирм, достаточно гораздо меньшей доли акций, чтобы эффективно контролировать их деятельность. В результате материнская фирма реально распоряжается собственностью, во много раз превышающей фактически принадлежащую ей. Это приводит к концентрации капитала, облегчает решение крупных финансовых и хозяйственных проблем, обеспечивает слаженность действий множества взаимосвязанных компаний.
На Западе единственным ограничением при создании холдинговых компаний является антимонопольное законодательство. В то же время создание холдингов предпочтительнее слияния компаний. Хотя идея холдинговых компаний заимствована . за рубежом, наблюдаются существенные различия между зарубежной и российской практикой образования холдингов, а также целей, преследуемых при их создании. Существуют и общие цели: создание холдинга позволяет значительно расширить инвестиционные возможности входящих в него структур, упростить расчеты между ними, диверсифицировать производство, успешнее конкурировать на международном рынке. Однако имеются и серьезные различия между ними.
•          Зарубежный  холдинг за  очень  небольшим  исключением представляет собой частную корпорацию, на которую государство может влиять лишь путем общегосударственных актов регулирования экономики. Российские холдинги в большинстве своем базируются на государственной собственности и соответственно образуются и управляются государственными органами.
•          Зарубежные холдинги образуются: выделением из материнской компании дочерних предприятий или созданием новых предприятий; присоединением (покупкой) предприятий к материнской компании либо слиянием двух или нескольких компаний   Во всех случаях ядром холдинга становится та материнская фирма, которая в жестких рыночных условиях смогла доказать свою жизнеспособность и право на роль лидера.
•          Отечественные холдинги образуются: выделением из со става существующего предприятия подразделений в качестве самостоятельных юридических лиц и преобразованием их в до черние предприятия; объединением пакетов акций юридически самостоятельных предприятий или учреждением новых АО.
Создание холдинга в первом случае осуществляется по заявке, направляемой в комитет управления имуществом; во втором — комитетом управления имуществом непосредственно.
•          Зарубежный холдинг — это корпорация, в уставный капи тал которой входят акции дочерних предприятий. Различают чистый  холдинг, создаваемый с целью финансового управ ления и контроля, и смешанный, занимающийся также предпринимательской деятельностью. В отечественной практи ке холдинг — управленческая структура, создаваемая с целью сохранить объединения предприятий, поддержать технологиче ские и кооперированные связи между ними. Соответственно предполагается жесткое подчинение дочерних предприятий ма теринской компании.
Поэтому создание подобных холдингов в России помимо положительных сторон, о которых говорилось выше, имеет и отрицательные моменты. Существует реальная возможность возрождения административных методов управления, а также превращения холдингов в монопольные структуры в связи со слабым антимонопольным законодательством.
•          Финансово-промышленные группы. В России за последние годы на основании Указа Президента от 5 декабря 1993 г. "О создании финансово-промышленных групп и порядке их созда ния" стали формироваться промышленно-финансовые группы (ФПГ). Этим документом предусмотрены три возможности их образования:
•          на основе договорного объединения  частных предприятий;
•          по решению Правительства с участием государственных предприятий;
•          по межправительственным соглашениям.
Финансово-промышленные группы в РФ создаются с целью привлечения инвестиций, восстановления кооперированных и технологических связей между предприятиями, повышения эффективности производства. На середину 1995 г. было зарегистрировано 15 ФПГ. В дальнейшем предусматривается создание транснациональных ФПГ. Их формирование будет проходить в два этапа. На первом создается российская ФПГ, на втором — прорабатываются вопросы ее расширения за счет включения предприятий и финансо-ио-кредитных структур Других государств.
 б. Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.


На главную
Комментарии
Войти
Регистрация