Курс предпринимательства
КУРС ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Под редакцией проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов, обучающихся по специальностям "Экономика и управление на предприятии", "Менеджмент", "Экономика и социология труда ", "Финансы и кредит", "Маркетинг"
Рыночная экономика — это прежде всего экономика свободного предпринимательства. С переходом российской экономики к рыночным формам хозяйствования все большее число людей вовлекается в предпринимательство. А чтобы стать успешным предпринимателем, нужно начать с усвоения основ предпринимательства.
В учебнике последовательно раскрываются все аспекты деятельности предпринимателя, рассматриваются сложившиеся в мире виды и формы предпринимательства, его особенности в России.
Изложение основ предпринимательства, помимо традиционных вопросив, включает управление финансами на предприятии, разработку и анализ баланса фирмы, ценообразование на предприятии, налогообложение предпринимательской деятельности, инновационное предпринимательство, стратегическое планирование, вопросы конкуренции.
Для студентов и преподавателей экономических специальностей, а также для широкого круга деловых людей.
© Коллектив авторов, 1997 © ЮНИТИ, 1997
Литература
1.         Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? — М: Финансы и статистика, 1994.
2.         БахрахД.Н. Административное право. — М.: БЕК, 1993. Гл. 7.
3.         бизнес-план: Методические материалы/Под ред. Р.Г. Маниловского — М.: Финансы и статистика, 1994.
4.         Богуславский ММ., Орлов Л.Н. Законодательство России о совместных предприятиях: Комментарий — М.: БЕК, 1993.
5.         Бухгалтерский учет: Учебник/Под ред. П.С. Безруких. — М.: Бухгалтерский учет, 1994.
6.         Бухгалтерская отчетность, составление и анализ/Под ред. В.Д. Новодворской) и др. — М.: Бухгалтерский учет, 1994.
7.         Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник/Под ред. Л.Е. Стровского. — М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996.
8.         Гражданский Кодекс Российской Федерации. Ч I и II. — М.: Инфра-М - Корма, 1996.
9.         Гражданское право: Учебник/Под ред. Е.А.  Суханова — М.: БЕК, 1993. Т. I, гл. 13.
10.       Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательства. - М.: СОФИТ, 1994.
П. Карлоф Б. Деловая стратегия: концепции, содержание, символы. — М.: Экономика, 1991.
12.       Козлов В.Д. Управление организационной культурой. — М.:
Экономика, 1990.
13.       Коммерческое товароведение и экспертиза: Учебн. пособие/Под, ред.  Г.А.  Васильева и Н.А.  Нагапетьянца.  —  М.:  Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
14.       Кузьмина Т.И. Экономика малого бизнеса. — М.: МГУ, 1992.
15.       Макконелл К.Р., Брю СМ. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: Пер. с англ. В 2-х т. — М.: Республика, 1992.
16.       Маркетинг. Учебник/Под ред. А.Н. Романова — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
17.       Минаева Н.В. Экономика и предпринимательство. — М.: Владос, 1994.
18.       Налоги: Учебник/Под ред. Д.Г. Черника — М.: Финансы и ста тистика, 1995.
19.       Неруш Ю.М. Коммерческая логистика: Учебник — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ 1997.
20.       Окунева Л.П. Налоги и налогообложение Учебник. — М: Фин-статинформ, 1995.
21.       Основы предпринимательской деятельности/Под ред. В.М. Власовой — М.: Финансы и статистика, 1995.
22.       Павлова Л.Й. Финансовый менеджмент: Учебник. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
23.       Право: Учебник/Под ред. Н.А. Тепловой, М.В. Малинкович — М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997.
24.       Романов АЖ, Лукасевич И.Я. Оценка коммерческой деятельности предпринимательства: Опыт зарубежных корпораций. — М.: Финансы и статистика, Банки и биржи, 1993.
25.       Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики: Учебн. пособие. — М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.
26.       Руководство БарклаЙз Банка по малому бизнесу:  Серия из шести книг/Пер, с англ. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1995-1996.
27.       Справочник директора предприятия/Под ред. М.Г. Лапусты. —, М.: Инфра-М, 1996.     » 28.       Теория и практика антикризисного управления: Учебник/Под; ред. С.Г. Беляева, В.И. Кошкина — М; Закон и право, ЮНИТИ, 1996.
29.       Финансы предприятий: Учебн. пособие/Под ред. Е.И. Бородиной. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
30.       Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник/Под ред Л.А.  Дробозиной. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
31.       Шишкин А.К., Микрюков В.А., Дышкант И.Д. Учет, анализ, ау-  , дит на предприятии: Учебн. пособие — М: Аудит, ЮНИТИ, 1996.
32.       Экономика предприятия: Учебник/Под ред. В.Я. Горфинкеля, Е.М. Кунрякова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.
Предисловие
Глава 1. Понятие и содержание предпринимательства. Становление предпринимательства в России
Экономические, социальные и правовые условия, необходимые для предпринимательской деятельности
Виды и формы предпринимательства
Современные формы предпринимательской деятельности в России
ВЫВОДЫ
Глава 2. Виды предпринимательской деятельности
Коммерческое предпринимательство
Финансовое предпринимательство
Консультативное предпринимательство
ВЫВОДЫ
Глава З. Предприятие в рыночных условиях
Механизм функционирования предприятия
Регулирующая роль цены
Регулирующая роль качества продукции
Прибыль предприятия — цель его функционирования
Предприятие на рынке ценных бумаг
Несостоятельность предприятия
ВЫВОДЫ
Глава 4. Производство и потребление продукции
Техника, технология и организация производства — главные факторы повышения его эффективности
Связь производства и потребления продукции
Сертификация продукции
ВЫВОДЫ
Глава 5. Организация и развитие собственного дела
Разработка технико-экономического обоснования и бизнес-плана
Управление новым предприятием
ВЫВОДЫ
Глава 6. Механизм функционирования частных, коллективных и унитарных предприятий
Сущность и особенности организационно-правовых форм хозяйствования юридических лиц
Объединения юридических лиц
ВЫВОДЫ
Глава 7. Предпринимательская деятельность малого предприятия
Развитие малого предпринимательства в России
Характеристика экономической деятельности малого предприятия
Государственная поддержка малого бизнеса
Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления
Глава 8. Управление финансами предприятия
Финансовый менеджмент на предприятиях и в коммерческих организациях
Разграничение функций финансового менеджмента
Финансовое планирование и прогнозирование
ВЫВОДЫ
Глава 9. Оценка финансового состояния предприятия
Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия
Оценка структуры источников средств
Анализ оборачиваемости активов
Анализ доходности предприятия
Глава 10. Цена и ценовая политика фирмы
Анализ ценообразующих факторов
Виды цен. Источники информации о ценах
Зависимость между ценой и уровнем спроса
Установление цен на экспортную и импортную продукцию
Порядок ведения переговоров по торговой сделке
Глава 11. Налогообложение предпринимательской деятельности
Налог на добавленную стоимость
Акцизы
Налог на прибыль предприятий и организаций
Налог на имущество предприятий
Некоторые итоги анализа налогообложения предпринимателей в РФ
ВЫВОДЫ
Глава 12. Предпринимательские риски
Риски при финансировании проекта
Страхование рисков
Бизнес-план и снижение предпринимательского риска
Предприниматель и эффективные решения
ВЫВОДЫ
Глава 13. Конкуренция предпринимателей
Экономические последствия совершенной конкуренции
Развитие конкуренции в современных условиях
Роль конкуренции в развитии рыночных отношений в России
Система государственного антимонопольного регулирования
Запрещенные действия органов власти и хозяйствующих субъектов
Глава 14. Маркетинг на предприятии
Основной принцип маркетинга
Изучение потребителей
Сегментация рынка
Глава 15. Инновационное предпринимательство
Механизм и функции рынка новшеств
Методы получения экономических и социальных оценок инноваций
Основы инвестирования и организации инноваций
Глава 16. Хозяйственные связи предпринимателей
Биржевые сделки и поставка товарам
Современные экономико-правовые формы предпринимательства
Услуги, предоставляемые кредитными организациями
Услуги, предоставляемые страховыми фирмами
Глава 17. Государственное регулирование предпринимательской деятельности
Условия и предпосылки государственного вмешательства
Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность
Глава 18. Ответственность предпринимателей
Ответственность перед органами государственного управления
Ответственность перед партнерами по хозяйственным договорам
Ответственность за нарушения трудовых прав работников
Ответственность перед собственником имущества предприятия
Органы, рассматривающие споры предпринимателей
ВЫВОДЫ